Вы когда-нибудь писали письма другу, куда-нибудь далеко? У вас есть друг? Если нет, тогда просто найдите телефонный справочник любого города на земле и, закрыв глаза, ткните пальцем на случайно открытую страницу. Это работает. Ведь все волшебные случайности неслучайны. Если нет – тогда вам не следует смотреть этот мультфильм, а Адам Эллиот просто раб своих иллюзий, не имеющих ничего общего с реальностью. Но если честно, даже иллюзия так заманчива, что хочется в ней просто остаться.
Когда на фоне понятных с первой минуты голливудских «3D - блокбастеров», так и сияющих своей супер-героичностью, гипер-юмором и хэппи эндом, появляется что-то из ряда вон выходящее, это сразу же становится событием, но только в узких кругах. Современное искусство похоже на фейерверк или мыльный пузырь – ярко, феерично, но недолговечно и оставляет ощущение пустоты внутри. Хорошо, что еще появляются такие самородки в мире как Миядзаки, Бартон и, конечно же, тот, о ком пойдет речь. Адам Бенжамин Элиот снял поистине шедевральную картину «Мери и Макс» (2009 г.), которую, кстати, я, может быть, и не посмотрел бы никогда, если бы не случайный вопрос моей подруги.
Эта, на первый взгляд странная история жизни и дружбы 8-ми летней австралийки Мери Динкль и одинокого 44-х летнего Макса Хоровица, живущего в Нью Йорке, остается надолго в сердце и становится простой и понятной. Мои эмоции переполняют меня, возможно, поэтому я пишу эту паршивую рецензию. Поражает то, с какой легкостью автор впускает нас в жизни Макса и Мери, посвящает в самые сокровенные тайны, в их одиночество, раскрывает их комплексы, мы видим странности героев и даже читаем их письма. Удивительно точно Адам Элиот передает восприятие шумного, перенаселенного и грязного мира Макса, который герой видит сквозь призму серых и скучных тонов, противопоставляя коричневому, цветному, провинциальному миру Мери, чье детское, чистое воображение рисует его совсем иным. Радость, боль, ожидание, встречи, падения, взлеты, дружба и обиды, жизнь и смерть – все как в настоящей жизни. Настолько реален мир «Мери и Макса». Екзистенциальность, которой пропитан мультфильм, настолько конкретно воспринимается, что контрасты между смешными и трагическими моментами начинаешь переживать как свои собственные, ведь веришь, каждой секунде от начала и до конца, слишком уж понятен и близок мир Мери и Макса, до боли близок. Вы хорошо помните свое детство, свои мечты, свои секреты? Это тот уголок, за который вы любому перегрызете глотку. Вы бережно храните его и лелеете как нечто светлое и чистое, это как солнечный свет, проникающий сквозь тюль в детскую. Сейчас пытаетесь хотя бы на секунду прикоснуться к тому безмятежному состоянию, пытаетесь стать хоть на мгновение тем ребенком, без глупых стереотипов, лицемерия, суеты с бумажками, на которые вы тратите свою жизнь, но оказывается это не так то просто. Этот фильм – маленькая жизнь. Хорошо, что Элиот выбрал именно пластилин, а не реальных людей, ведь хрупкие, чувствительные души так похожи на пластилин, а каменные, уставшие лица людей – совсем нет.
«Бог дает нам родителей, слава Богу, мы можем выбирать друзей» - Мери просто поражает этой фразой. Как же точно и просто ребенок видит этот мир. Внутри каждого из нас живут эти герои, их образы – наша с вами проекция, но проекция чистая, лишенная стереотипов, масок, жестокости и безразличия. Все вокруг считают Макса ненормальным, изгоем, психом. Может, это нам нужно лечиться? Может, у нас что-то сломалось внутри? Что ненормального в стремлении Макса поднимать окурки или в его застенчивости? Просто то, что он отличается от большинства? Что его не понимают, а точнее не хотят понять и принять таким как есть? Зачем задавать себе эти вопросы, забивать голову, проще об этом не думать. Верно? “В мире есть две бесконечные вещи: Вселенная и человеческая глупость. За Вселенную, впрочем, поручиться не могу” – цитирует Макс афоризм своего любимого ученого А. Эйнштейна.
У таких честных и настоящих шедевров мультипликации никогда не будет широкого круга поклонников. Меня поразило то, что практически никто из моих знакомых не видел этот фильм. Моя подруга говорит, что ей нравятся фильмы Бартона, ведь его герои носят в себе могилу внутри, словно они уже умерли, но каждый день встают и делают вид, что живы, что улыбаются, что видят смысл и даже способны любить и совершать добрые поступки. Ничего не напоминает? Мир внутри этих героев удивителен. Нам дается возможность посмотреть на свой мир их глазами. Но сегодня вы посмотрите этот фильм, возможно, даже на несколько часов погрузитесь в раздумья, пустите слезу. Утром снова проснетесь, наденете свою маску успешного и счастливого человека и поедете на псевдо-любимую работу, скреплять псевдо-любимые этикетки с чайными пакетиками, либо копаться в куче бумаг в офисе, что, впрочем, одно и то же. Хотя, безусловно, вся эта вышесказанная полемика не дает никаких ответов на вопросы. Никто не сможет решить ваших проблем, кроме вас самих. Путь к решению – это путь вглубь себя, а никак не наоборот. Так много разговоров об этой вожделенной, сладкой, призрачной свободе, но никто не может ее показать, как и лицо Бога. Нет формулы ее достижения.
Нужно смотреть глубже и ценить людей, хранить настоящую дружбу – этому учит нас режиссер в своей необычной истории. Если хотя бы один человек изменится, посмотрев «Мери и Макс», значит, не напрасным был труд. Иначе, зачем вообще нужно настоящее творчество? Знаете, весь этот концептуально выдержанный бред даже на один процент не передает эмоций, сокрытых внутри. Посмотрите этот шедевр как ключ, открывающий мир заново или напоминающий о чем-то забытом. Побольше бы таких работ. Берегите свой мир и приятного просмотра.
D.SAMOKAT
D.SAMOKAT
Невероятная история, я в шоке и в слезах!
ОтветитьУдалитьТеперь мой любимый мульт!
ОтветитьУдалить